Если Вы не хотите чтобы в один прекрасный день рулевое управление вашей машины преподнесло не слишком приятный сюрприз, то необходимо регулярно подвергать данный узел процессу диагностирования. Только после качественно проведенной диагностики вы сможете объективно оценить состояние рулевого управления, а также заблаговременно принять требуемые меры, касающиеся устранения возможных неисправностей. В число характерных признаков неисправного состояния системы рулевого управления входят повышенные шумы, рывки при прохождении поворотов, вибрация рулевого колеса, биение руля. Одна из главных задач диагностики заключается в определении люфта рулевого колеса. В первую очередь следует провести внешний осмотр узлов и деталей, входящих в состав системы рулевого управления. Для этого можно воспользоваться смотровой ямой либо эстакадой. При проверке перемещения вдоль оси пальцев наконечников тяг нужно помнить, что в норме оно находится в пределах 1-1,5 миллиметра. Поворачивая руль поочередно в обе стороны, можно на ощупь проверить, нет ли в шарнирах рулевых тяг свободного хода. Обнаружение постукиваний и люфта свидетельствует о том, что наконечник тяги и шарнир придется заменить. Для определения люфта используется динамометр-люфтомер, который закрепляется на ободе рулевого колеса. При определении углового перемещения к ободу прикладывается сила в 10 Н. Это нужно, чтобы в процессе измерения исключить возможные неточности, вызываемые упругими деформациями деталей. Надо отметить, что на автомобилях, оборудованных гидроусилителем руля, измерение люфта следует проводить во время работы двигателя. Кроме люфта проверке подлежат зазоры в шарнирах рулевых тяг, а также зазор в подшипниках червяка относительно рулевой колонки. Проверку зазоров в зацеплении червяка и ролика осуществляют по продольному перемещению вала рулевой сошки (рулевая тяга при этом отсоединяется). Для контроля сил трения в механизмах используется такой параметр как усилие, прикладываемое к динамометру-люфтомеру. Безотказная работа гидроусилителя во многом обеспечивается надлежащим уровнем масла в бачке и давлением, которое развивает насос в процессе работы силового агрегата. Пневматический ГУР нуждается в контроле герметичности воздухопровода. Кроме того, здесь необходимо проверять работу следящего механизма включения. Для проверки отсутствия люфта маятникового рычага нужно взяться за сошку, а затем покачать ее вверх-вниз. Если люфт имеет место быть, то его следует устранить путем замены втулок или подтяжки гайки. Проверьте, в каком состоянии находятся защитные (выполненные из резины) чехлы шаровых шарниров рулевых тяг. Хорошее состояние защитных колпачков, обеспечивающих чистоту внутри шарниров, говорит о том, что их еще можно эксплуатировать в течение длительного времени. Если на чехле имеются трещины либо разрывы, то в шаровой шарнир неизбежно будут попадать влага, грязь, песок и т.п. Это приводит к преждевременному износу деталей. Чехол, на котором присутствуют трещины, нуждается в замене. Такая же процедура предстоит, если при сдавливании чехла пальцами часть смазки проникает наружу. В надежности крепления рулевой колонки можно убедиться, подергав на себя рулевое колесо, которое не должно смещаться в осевом направлении. Такое перемещение свидетельствует о том, что необходимо проверить, не раскрутился ли болт клеммного соединения рулевого вала с рулевым механизмом. Проверьте затяжку гаек на соединительной муфте рулевого вала, хорошо ли прикреплен к кузову машины рулевой механизм. Затяните болты, если есть такая необходимость.
|